Формирование и поддержание психоэмоционального благополучия воспитанников ДОУ
Специфика нашего ДОУ по психоэмоциональному благополучию воспитанников
Учитывается:
• адаптация ребёнка к детскому саду;
• ранее выявление возможных трудностей усвоения программного материала обучающимся при групповой форме работы;
• организация коррекционно-развивающего взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями);
• гуманизация воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы обучающихся;
• принятие условий возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого обучающегося;
• умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потери интереса к делу, недомогании и другие, и правильно их интерпретировать.
Проявление показателей эмоционального благополучия/неблагополучия в жизнедеятельности и поведении детей дошкольного возраста
Фактор
|
Критерий
|
Показатель
|
Конкретные проявления показателя (позитивные – негативные)
|
Психофизиологический
|
Эмоциональный фон
|
Проявление эмоций
|
Доминирование позитивных по содержанию/модальности переживаний – Доминирование негативных по содержанию/модальности переживаний
|
Здоровый сон, аппетит – Нарушения сна, аппетита (нарушение пищевого поведения)
|
Способность управлять эмоциями
|
Эмоциональная устойчивость
|
Психомоторная регуляция (сдерживание проявления негативных реакций) – Психомоторная неустойчивость/фактор эмоциональной напряженности (спонтанность, реактивность в эмоциональных проявлениях, агрессивность, тревожность)
|
Социально-психологический и личностный
|
Эмоциональное восприятие ситуаций
|
Эмоциональное отношение к ситуациям и событиям
|
Активность и продуктивность в деятельности, предпочтения в выборе деятельности – Отказ от деятельности, отсутствие инициативы
|
Позитивные отношения со сверстниками в группе детского сада – Нарушение отношений со сверстниками в группе детского сада
|
Доверительное отношение к взрослым и построение адекватного возрасту общения – Нарушенные отношения со взрослыми
|
Нормальная (завышенная) самооценка и уровень притязаний – Заниженная самооценка и низкий уровень притязаний
|
|
Признаки здорового эмоционального состояния
|
От полутора до двух лет |
- все чаще играет и ведет себя «понарошку», в том числе изображая эмоциональные реакции;
- начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций;
- время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения;
- развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей) ;
- начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей) ;
- разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или «кодов» для передачи эмоций и чувств.
|
От двух до трех лет
|
- развивает способность «закатывать» вспышки гнева и успокаиваться после них;
- все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;
- проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;
- пытается выражать свои чувства с помощью слов;
- начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
- ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.
|
От трех до четырех лет
|
- все больше упражняется в управлении эмоциями;
- пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников) ;
- проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;
- проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;
- стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
- начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.
|
От четырех до шести лет
|
- ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра) ;
- начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
- становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
- проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам) ;
- ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
|
От шести до семи лет
|
- склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
- очень восприимчив к эмоциональным травмам;
- может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
- формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
- начинает включаться в «сексуальные игры» со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
- чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
- может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
|
Программа психолого-педагогического сопровождению образовательного процесса в ГБДОУ детский сад №15 Петродворцового района Санкт-Петербурга
|
Методики, применяемые для формирования (поддержания) психоэмоционального благополучия воспитанников в ДОУ
Диагностика адаптации к ДОУ Роньжина А.С. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению» Диагностика готовности к школьному обучению Тест школьной зрелости Керна-Йирасека Нежнова Т.А. «Беседа о школе» (модифицированная методика) Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Диагностика познавательных процессов Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагоговпсихологов детских дошкольных образовательных учреждений. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Дж. Ровен «Прогрессивные матрицы Равена» Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей Диагностика личностных и эмоционально -волевых особенностей Методика «Лесенка». В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. Методика «Паровозик» (С.В. Велиева) Восьми цветовой тест Люшера. Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) Методика «Волшебная страна чувств» Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках» Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго) Тест «Сказки» Л. Дюсса. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Белопольской Л.Н. Детский апперцептивный тест (САТ) (Авторы: Леопольд и Соня Беллак) Диагностика социально-психологического климата коллектива Социометрия Дж. Морено Проективная методика Рене Желя Диагностика детско-родительских отношений Проективная методика «Рисунок семьи» Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д. Антони Проективная методика Рене Желя Диагностика в период возрастных кризисов «Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л. Венгер, К.Л. Поливанова) Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости Методика «Дорисовывание фигур». О. М. Дьяченко
|
Методики диагностики психоэмоционального благополучия воспитанников
«Паровозик» (автор С. В. Валиев). Позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха в новой или привычной социальной среде. «Лесенка» (автор В. Г. Щур). Помогает определить характер самооценочных действий ребёнка. Ребёнку предлагают лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька соответствует позитивной оценке, а нижняя — негативной. «Изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображённого человека» (автор А. М. Щетинина). Помогает определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображённого человека. «Изучение социальных эмоций у детей» (авторы Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). «Автопортрет». С её помощью ребёнок в рисунке показывает, какой он есть сегодня и каким хочет стать в будущем. «Психодиагностические рисунки». Используются для изучения адекватной тревожности. В серии рисунков, предлагаемых ребёнку, изображена типичная для жизни детей ситуация.
|